Особенности латерализации у дошкольников
Особенности латерализации, влияющие на формирование высших психических функций и темп деятельности.
1. Правши (ведущими является правая рука, правая нога, правое ухо, правый глаз) – быстрый темп деятельности, быстрая автоматизация навыков, эмоциональная устойчивость, стремление довести начатое до конца.
2. Смешанная асимметрия. «Праворукие» и «леворукие» дети (ведущими являются, например, правая рука, левая нога, правый глаз и левое ухо и другие возможные сочетания). Характеризуются более низким темпом деятельности, медленной, порой очень медленной автоматизацией навыков, и бытовых, и учебных. Данная категория детей может отличаться медлительностью, несобранностью, которые преодолеваются по мере созревания контролирующей функции.
3. Амбидекстры. У таких детей оба полушария являются одинаково активными, они одинаково владеют правой и левой половиной своего тела. В детском возрасте это приводит к несбалансированности эмоционального фона, неумению сдерживать эмоции, гиперактивности, синдрому дефицита внимания. При стандартном подходе к обучению таких детей может складываться впечатление наличия отклонений.
4. Левши (ведущими являются левая рука, нога, глаз, ухо). Такие дети более чувствительны и ранимы, имеют выраженные особенности в формировании пространственных и квазипространственных представлений, в том числе математических, имеют невысокий адаптационный потенциал.
